Младшие группы: разновозрастная (первая-вторая младшая) группа: разновозрастная (первая-вторая младшая) группа
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Вопрос организации образовательного процесса в разновозрастной группе встал передо мной с того момента, как я стала работать в малокомплектном детском саду. В силу разновозрастного состава детей дидактический процесс в группе я организую по-иному, нежели он осуществляется в группе с детьми одного возраста.
В чем это своеобразие, на что я обратила внимание при организации
образовательного процесса?
Так как младшую группу, в которой я работаю, посещают дети от 1,6 до 4 лет, то организация моей работы ориентируется на программы этих возрастов. Поэтому, в первую очередь, я хорошо изучила программные требования. Затем разделила детей на возрастные подгруппы. Бывает, что в эти подгруппы входят дети с низким уровнем развития, но старше по возрасту. Продумывая содержание обучения, я подбираю материал, соответствующий уровню развития детей.
Осуществление образовательно–воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, в условиях смешанной группы я организую главным образом в форме трёх типов НОД:
Общее для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы (однотемные)
Общее для всех подгрупп по разным разделам (комбинированные)
НОД с одной возрастной подгруппой.
Наиболее распространены в моей практике НОД первого типа - однотемные.
Такая образовательная деятельность проводится со всеми детьми одновременно, по одной теме, но с разным программным содержанием для каждой возрастной группы.
К такому виду образовательной деятельности легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Кроме того, это даёт мне возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация НОД помогает мне осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если старший ребёнок слабо владеет навыками рисования, лепки, то я в течение некоторого времени разрешаю ему выполнять те задания, которые запланированы для младших детей. И наоборот, если младший ребёнок проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Для соблюдения длительности НОД для всех возрастных подгрупп, я попробовала несколько вариантов и остановилась на таком. Начинаю НОД я со всеми подгруппами, а вот заканчиваются они для каждой подгруппы в разное время. Дети, для которых НОД уже закончился, размещаются за свободными столами или занимаются другой деятельностью в зонах развития. Я стараюсь не удалять детей из группы, так как считаю, что дети невольно заинтересовываются тем, что делают старшие и что-то запоминают из материала занятия.
Во время организованной деятельности я стараюсь обеспечивать активность каждого ребенка. Свои указания, вопросы поочерёдно обращаю детям всех подгрупп, соответственно их возрасту, и по возможности избегаю многословных объяснений. Всё это, а так же наличие наглядного материала поддерживает внимание и активность детей разного возраста.
Обучающая программа
Программы определена в соответствии сп. 14.1ФОП ДО: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи Программы определены сп. 14.2ФОП ДО:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования (далее – ДО) и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Новости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»